You are here

Интервью с учредителем

Беседовал Юргис Думбляускас,

журналист, 

обозреватель B2B изданий «Индустрия красоты», «Индустрия гостеприимства»,

более 7 лет работал в информационном агентстве «Интерфакс», автор многочисленных статей в белорусских газетах и журналах

Николай Зайцев, учредитель сети кофеен Vero Gusto: «Ищете бизнес, максимально устойчивый в кризис? Последнее, в чем откажет себе человек – чашка хорошего кофе»

Мало белорусских компаний может похвастать тем, что сумели воплотить в жизнь расхожую истину о кризисе как возможности вырасти. Однако есть и яркие примеры тех, кому это удалось. Пока с конца прошлого года многие сокращали свой штат, закрывали магазины и кафе, сеть кофеен Vero Gusto смогла вырасти до статуса крупнейшей в Беларуси. Мы узнали у учредителя сети Николая Зайцева, как это получилось у его команды.

- Николай, сеть включает большое количество собственных точек Vero Gusto, но ставку вы делаете на продажу франшиз. Насколько велика конкуренция на этом рынке?

- В Беларуси очень мало франшиз в сфере общественного питания. И на момент, когда в 2012 году мы открывали первую кофейню, в стране не было франчайзинговой сети, оказывающей полный сервис своим партнерам в создании и дальнейшей поддержке бизнеса.

Таких услуг – во всем объеме – и сегодня никто кроме нас не предоставляет. Мы не просто предлагаем с минимальными инвестициями открыть высокорентабельное дело. Мы обеспечиваем профессиональное сопровождение каждого объекта сети начиная с момента поиска нашими партнерами аренды и на всех последующих этапах работы кофейни.

Значительная же часть того, что в Беларуси называют франшизами, такими не являются. Людям продают то, что они сами при желании могут найти за сутки в интернете – пространное и не проверенное практикой «руководство по ведению бизнеса», контакты поставщиков. И мало-мальское обучение для персонала. Притом, помимо паушального взноса, с франчайзи еще ежемесячно берут, по сути – ни за что, роялти за право пользования «брендом».

Никто из таких «франчайзеров» не предоставляет действительно полного и проверенного практикой алгоритма ведения бизнеса. Такого, чтобы успешно вести дела и получать прибыль мог даже человек, не имеющий никакого предпринимательского опыта. Ведь чаще всего франшизу покупают люди, которые, накопив небольшую сумму, хотели бы удачно инвестировать ее, впервые организовать семейное дело, привлечь детей к труду.

Наш подход уже показал свою правильность. В первую очередь – доходностью наших собственных точек и кофеен, открываемых нашими партнерами.

- Из чего возникла идея сделать ставку в развитии сети на франшизах?

- У нас есть бренд. При этом нет огромного штата. На сегодняшний день в сети Vero Gusto уже 17 кофеен, до конца года мы планируем открыть уже не менее 30 точек. Если бы мы пытались охватить их все самостоятельно, у нас никогда бы не получилось добиться хорошего качества в каждой из них. А значит, страдал бы наш имидж. Это недопустимо.

Когда к нам приходит человек, который хочет купить франшизу, то он намерен управлять 1-2 точками. Это будет его бизнес, за развитием которого он будет тщательно следить, стараться вывести на еще более высокий уровень.

Самый большой вопрос в Беларуси стоит с уровнем персонала. Успешность кофейни напрямую зависит от того, любят ли работники дело, которым занимаются. И крайне сложно найти сотрудников, которых можно было бы назвать идейными. Самостоятельно подобрать несколько десятков таких людей в сжатые сроки просто нереально. Франшиза эту проблему отлично решает.

Если же человек, купив франшизу, сам захочет стать бариста, это лучше всего. Он добьется успеха в кофейном бизнесе с 95% вероятности. Самостоятельно встав у кофемашины, можно легко зарабатывать $3-4 тыс. Если сама сфера вам нравится – это для вас идеальный бизнес.

Как владелец относится к своему бизнесу, ни один наемный работник не будет относиться даже наполовину. Поэтому в первую очередь мы бы хотели видеть в числе наших партнеров именно таких людей.

Ставка на партнеров-франчайзи имеет под собой очень простое основание: мы хотим, чтобы каждый клиент каждой кофейни нашей сети получал максимальное удовольствие от визита к нам.

- Первые кофейни Vero Gusto уже успели поработать и в условиях глобального экономического кризиса. Насколько удачно франшиза в сложные времена показывает себя именно как инструмент инвестирования?

- В кризис первым страдает средний и крупный бизнес. Малому бизнесу приходится тоже нелегко, но он более гибок и способен лучше справляться с такими вызовами.

И в любом случае – последнее, что будет делать человек, это отказывать себе в чашке кофе.

Если кофейня располагается в офисном блоке, то она может вовсе не ощутить спада потока клиентов.

Если в торговом центре – то да, когда в экономике все плохо, то за покупками придет ощутимо меньше людей. Но в каждом ТЦ сегодня работают крупные продуктовые магазины, в которых покупатели будут всегда. И как раз рядом с ними традиционно располагаются кофейни.

У наших партнеров есть возможность поставить цену, интересную любой аудитории, с любым размером кошелька. Издержки на аренду, зарплаты, ингредиенты для напитков – небольшие, а наценка на чашке составляет от 300 до 700%. В кризис вполне можно сделать приятный сюрприз своим клиентам: снизить эту наценку. И при этом остаться прибыльными.

Поэтому и в периоды падения покупательной способности белорусов этот бизнес показывает себя очень достойно.

Мы выставляем жесткие требования только к нашим партнерам только по тем параметрам, которые влияют на качество кофе и уровень сервиса. Цену они в любом случае определяют самостоятельно, исходя из своей целевой аудитории.

К примеру, понятно, что если кофейня работает в торговом центре премиум-класса, то и цена там должна быть выше, чем в офисном блоке. К кофе по небольшой цене эти покупатели отнесутся со скепсисом.

- Пока вы открывали новые кофейни, ваши конкуренты закрывали все новые точки. В чем причина?

- Многие хорошие кофейни в Минске закрылись из-за выросшей аренды. Но значительная часть и из-за того, что на наш рынок, за «легкими деньгами» приходит много случайных людей.

Большая ошибка – открывая кафе собственными силами, люди думают, что это простой бизнес. Однако есть огромное количество подводных камней, о которых мы сразу же рассказываем нашим потенциальным партнерам. Мы указываем франчайзи на основные ошибки, которые могут привести к убыткам, банкротству и закрытию.

За годы работы мы выстроили все алгоритмы, проверили их «в бою» - и поэтому, если партнер соблюдает все правила и действительно горит своей работой, он никогда не уйдет в минус.

Мы открывали первую кофейню три года назад, как и все, мало в чем разбираясь. И каждый день получали неоценимый опыт. Оборачиваясь назад, могу сказать, что, на мой взгляд, окупаемость зависит только от качественного алгоритма действий – при открытии кофейни, подборе персонала и ведении бизнеса. Если алгоритм хоть в какой-то момент сбивается, это вредит всей работе точки – и приводит к ее закрытию.

Мы не работаем по принципу: продали франшизу и забыли. Мы поставляем свежий эксклюзивный кофе, который купажируется специально для нашей сети. Мы предоставляем мощную рекламную поддержку. Мы профессионально консультируем франчайзи по всем вопросам, которые возникают у них в процессе работы. Наша цель – не только заработать самим, но и помочь получить максимальную прибыль всем нашим партнерам.

- Недавно Vero Gusto стал зарегистрированным торговым знаком. Что это дает вашим партнерам?

- Наши партнеры могут быть уверены в том, что наша компания имеет серьезную стратегию, намерена развиваться и завтра никуда не исчезнет.

Также это означает для франчайзи большие преимущества в плане рекламы и раскрутки. Делая PR нашему бренду, повышая его узнаваемость, мы рекламируем и каждую из точек покупателей наших франшиз.

Альтернативы предлагают не четкую концепцию, не товарный знак, а просто руководство по ведению бизнеса. Которое притом написано с опытом работы на рынке меньше года.

По сути, в данный момент мы единственные, кто продает франшизу в том виде, в котором этот формат ведения бизнеса и был когда-то придуман на Западе.

- Как вы планируете далее развивать бренд?

- Повторюсь, что наша программа-минимум до конца этого года – довести число наших кофеен до 30. В этом мы очень рассчитываем на наших региональных партнеров. В небольших городах кофейная ниша абсолютно не занята – и для франчайзи это может стать настоящей золотой жилой. А мы готовы оказать всю необходимую поддержку.

Бренд Vero Gusto не намерен останавливаться только на эспрессо-барах. Параллельно с развитием кофейной сети мы запускаем ряд новых франшиз: гейм-зоны, нейл-бары, кенди-бары, авто-спа.

Мы выстраиваем большую сеть, каждый из партнеров в которой был уверен, что ему помогут по любым вопросам. И тем самым мы продолжим развивать систему, которая уже сегодня позволяет приходящим к нам людям в короткие сроки окупить свои вложения и получать стабильную прибыль.